Дизель-сервис-ЦентрПроизводство и модернизация главных и
вспомогательных судовых двигателей
Звонок по России бесплатный
На 26.12.2024 произведено
713
энергетических установок
Запасные части производства ПАО "Автодизель", сертифицируются РКО только при условии ремонта двигателя нашей организацией в г. Ярославле | Двигатели для изготовления судовых энергетических установок поставляются в нашу организацию на основании прямого договора с ПАО "Автодизель"

Судовые дизели малой мощности

Судовые двигатели – ключевой узел любого судна, обеспечивающие выполнение таких функций, как движение, перевозка грузов и пассажиров, электроснабжение. Для речных и морских транспортных средств используются разные варианты таких установок, среди которых оптимальным решением является дизель, то есть двигатель ДВС. В частности, речь идет о судовых дизелях малой мощности, предназначенных для катеров, яхт, небольших теплоходов, буксиров и других.

Классификация дизельных силовых установок

Для большинства современных различных гражданских, грузовых, коммерческих судов устанавливаются энергетические главные и вспомогательные дизеля. В подавляющем большинстве это судовые дизельные двигатели, обладающие простой и эффективной конструкцией. Двигатель состоит из цилиндров, также имеется кривошипно-шатунного механизм, по типу конструкции последнего выделяют две группы силовых установок – крейцкопфный дизель и тронковый двигатель. В первом случае шатун двигателя своей верхней рабочей частью крепится к крейцкопфу, выполняющему роль направляющего для всех поршней. Во втором – верхняя часть моторного шатуна фиксируется на поршне, а нижний тронк выполняет роль направляющего при поступательно-вращающем действии.

Судовые моторы также классифицируются по следующим параметрам:

  • мощность двигателя – по этому показателю выделяют дизель следующих типов: малый до 74 кВт, средний до 74-736 кВт, большой до 736-7360 кВт, сверхбольшой дизель от 7360 кВт;
  • назначение дизеля – главный и вспомогательный двигатель;
  • рабочий объем двигателя и установленных цилиндров дизеля;
  • схема работы двигателя для катера или яхты – двух- и четырехтактный дизель;
  • способ, при помощи которого осуществляется наполнение цилиндра – дизель без наддува или двигатель с наддувом;
  • частота установленного коленвала дизеля – с высокими, средними, малыми оборотами;
  • значение быстроходности дизеля (уровень скорости передвижения поршня двигателя) – быстрого хода 10-15 м/с, среднего 7-10 м/с, малого двигателя – не ниже 4,5-7 м/с.

Также классификацией дизеля предусмотрено разделение судовых двигателей по габаритам. Мотор имеет различные размеры, что зависит от типа конструкции установки, рабочего объема установленных цилиндров, их расположения, общего количества (в один или несколько рядов). При этом многорядные судовые дизели отличаются по расположению цилиндров. Чаще всего используются v-образные установки, оппозитные схемы применяются реже. В зависимости от этого различаются системы охлаждения, а также подача топлива в двигатель, впрыска смеси, выхлопная и другие вспомогательные системы. Такие работы, как техобслуживание и ремонт, также определяются особенностями конструктивного решения дизелей.

Принципы работы и особенности

Дизельные судовые моторы работают по простому принципу преобразования тепла в механическую работу. То есть при воспламенении и сгорании в камере топливно-воздушной смеси происходит преобразование энергии в работу и передачей механического воздействия на вал, гребной рабочий винт, генератор и другие узлы в зависимости от конструкции и строения дизеля. Двигатели работают в соответствии с определенной схемой, определяемой количеством тактов, то есть хода поршня, рабочего оборотов коленвала. В зависимости от конструктивного решения это могут быть следующие варианты схемы:

  • двухтактный классический двигатель, работающий на сжатие и последующий рабочий ход, при этом впуск-выпуск в данной ситуации заменены на продувку;
  • четырехтактный двигатель, схема которого предусматривает впуск и выпуск, затем сжатие смеси при сгорании и расширение с рабочим ходом.

Выпускаемые дизельные судовые моторы разделяются на установки со средними и высокими оборотами. Установки надежные, отличающиеся высокой эффективностью и производительностью, экономным расходом топливной смеси. Конструктивные решения установок продуманные, что облегчает установку и подключение, дальнейшее техобслуживание и плановый ремонт. При необходимости двигатели подлежат модернизации, что позволяет сократить финансовые расходы, повысив энергетическую эффективность силовой установки.

Все дизельные установки для судов разного типа отличаются такими ключевыми преимуществами:

  • надежность, долговечность конструкции;
  • энергетическая эффективность, высокие показатели производительности;
  • возможность эксплуатировать двигатель при высоких нагрузках и неблагоприятных условиях;
  • низкие затраты на техобслуживание и плановый ремонт;
  • технико-эксплуатационные характеристики дизеля высокие;
  • наличие нескольких линеек от разных производителей, предназначенных для эксплуатации с разными типами водного транспорта.

Виды судовых двигателей, конструктивные решения

Все используемые судовые двигатели ДВС, работающие на дизельном топливе, разделяются на два типа:

  • главные установки, используемые для движения судна, задачи нужной скорости;
  • вспомогательный двигатель, используемый в качестве генераторов электричества, в работе насосов, вентиляторов.

Для небольших судов используются дизели малой мощности, подходящие для прогулочных катеров и других схожих транспортных средств. Двигатель средней мощности рекомендуется для рыболовецких судов, движители с малыми оборотами – для небольших транспортных средств любого назначения. При этом все они отличаются экономным потреблением топлива, длительными эксплуатационными сроками.

Малооборотные мощные установки обычно имеют частоту 55-150 оборотов за минуту, хотя выпускаются модели и с иными характеристиками. все они отличаются наличием непосредственной передачи силы вращения на гребной винт, используют крейцкопфное крепление и двухтактную систему. Такие установки малочувствительные к качеству топлива, что такое способствует их распространенности и популярности. Двигатели будут сохранять стабильность работе вне зависимости от того, какая именно дизельная смесь применяется. Уровень термической эффективности их высокий, скорость поршней при движении небольшая, но при этом производительность достаточная, потребление топлива экономичное. Установки могут эксплуатироваться в разных условиях, они устойчивы к износу, трению, обладают продуманными конструктивными решениями.

Производители выпускают множество модификаций таких двигателей, различающихся по мощности дизеля, количеству цилиндров, размеру хода поршня, габаритам. К примеру, при необходимости можно приобрести силовой агрегат с увеличенным ходом, если этот параметр является ключевым. Также в продаже имеются модели, скорость вращения у которых сниженная и составляет не больше 55 оборотов. При этом уровень КПД высокий, для таких установок можно ставить винты с увеличенным диаметром.

Модификации с коротким ходом обычно используются для транспортных средств, отличающихся малой осадкой. Они оснащаются винтами небольшого диаметра, высота отсека машинного отделения также не самая большая, что накладывает ограничения на выбор двигателя по габаритам. Но эксплуатация таких силовых установок простая, затраты на обслуживание не самые высокие.

Для парусных яхт, моторных катеров и других схожих по характеристикам судов выпускаются четырехтактные установки с мощностью до 11-55 л.с. Также допускается использование вспомогательных установок в качестве основных, так как они полностью способны справиться с поставленными задачами. Для тяжелых судов рекомендуются агрегаты повышенной мощности до 80 лошадиных сил, которые также могут подходит и для прогулочных яхт.

Современные судовые двигатели, работающие на дизеле, можно условно разделить на установки для специального и служебного транспорта, marine pleasure (прогулочные суда) и commercial marine, то есть коммерческого назначения. При этом коммерческие установки разделяются на главные пропульсивные и вспомогательные. Первая группа – это комплекс из нескольких установок, обеспечивающих все потребности судна. Именно они нужны для набора скорости и движения, запуска системы электроснабжения транспортного средства.

Вспомогательные последние агрегаты используются в качестве дополнительных для больших судов или основных для малых. Но основная их задача заключается в снабжении электроэнергией отдельных узлов.

Также выпускаемые силовые агрегаты разделяют на следующие группы, используемые чаще остальных:

  • двигатель высокого значения производительности, с оборотами и частотой от 1840 об. за минуту, мощностью в пределах 21-1340 кВт;
  • двигатель со средними оборотами с частотой 620-1350 об. в минуту, мощностью установки 374-3310 кВт.

Пропульсивные силовые агрегаты – это установки в виде нескольких силовых агрегатов, включающих в себя главный мотор, гребной винт, валопровод. При этом главный двигатель используется для движения вала гребного винта, что необходимо для обеспечения хода судна, и запуска, поддержки энергоснабжающей установки (полностью или частично). Двигатели могут иметь разные конструктивные решения, что зависит от назначения, места установки, нагрузок и поставленных задач.

Основной задачей пропульсивных установок является правильный перенос генерируемой энергии с применением нескольких силовых агрегатов. То есть для стабильной работы дизеля требуется комплекс двигателей, суммирование их мощности для достижения нужного значения производительности. Это обеспечивает выполнение всех поставленных перед силовыми агрегатами задач.

Вспомогательные дизели выполняют следующие важные функции:

  • организация питания электроэнергией отдельных систем транспортного средства;
  • дополнительная, то есть обеспечение работы центральной судовой энергоустановки судна;
  • снабжение энергией узлов и механизмов судна (зависит от того, какое оборудование смонтировано).

Такие вспомогательные установки, работающие на дизеле, используются в качестве дополнительных для больших судов и в виде главной для небольших катеров, яхт, буксиров.

Среднеоборотные вспомогательные установки также ставятся для пассажирских теплоходов, траулеров, рабочих плавсредств. Двигатели с малыми оборотами и небольшой мощностью подходят для эксплуатации на судах разного типа.

Как выбрать дизель

Выбирая судовые дизельные агрегаты, надо обратить внимание на следующие параметры:

  • мощность, влияющая на производительность установленной силовой установки;
  • объем бака, что важно для обеспечения работы генератора с учетом требований к продолжительности эксплуатации;
  • тип охлаждения судовой установки для лодки (может быть жидкостным или воздушным, что зависит от того, какие модификации установлены);
  • способ запуска двигателя (возможность прямого старта зависит от качества и типа механизма установки).

Также при выборе важно обратить внимание на производителя, его ассортимент, предлагаемые линейки судовых двигателей, предназначенных для использования с определенными речными или морскими транспортными средствами. Наибольшим спросом сегодня пользуются компактные, экологичные двигатели, простые в обслуживании и не требующие высоких финансовых затрат. Важно обратить внимание на надежность, способность работать в сложных условиях, выдерживать нагрузки. Установки должны обладать свойствами экономного потребления топлива, отвечать требованиям по экологичности. Уровень шума качественной дизельной установки малый, что важно для судов любого типа.

Также при выборе учитывают тип транспортного средства, наличие двигателей, специально разработанных для установки и эксплуатации с такими речными или морскими судами. К примеру, у многих производителей существуют специальные линейки для яхт, отличающиеся повышенной маневренностью, экономичностью расхода дизельного топлива, стабильностью производительности в шторм или штиль. Выпускаются дизели для коммерческого водного транспорта, пассажирских или грузовых теплоходов, буксиров, служебных и прогулочных катеров.

Какие проблемы бывают с дизелями

Судовые двигатели внутреннего сгорания обладают повышенным запасом прочности, они рассчитаны на большие нагрузки и из строя выходят крайне редко. Но сбои вероятны, устранить их можно, но следует делать это при первых признаках поломки. Рекомендуется обращаться к компаниям, занимающимся техобслуживанием таких судовых двигателей, и дилерам.

Для того, чтобы обеспечить нормальное техническое состояние судовых двигателей внутреннего сгорания, необходимо выполнение следующих условий для дизелей:

  • установка судового движителя проводится только квалифицированными специалистами в соответствии с действующими регламентами;
  • при эксплуатации соблюдаются эксплуатационные условия (применение масла, смесей определенного типа, периодическое ТО блока);
  • техобслуживание, плановый ремонт судовой установки и цилиндров выполняются в соответствии с установленным регламентом;
  • расходные материалы и детали меняются своевременно;
  • при первых признаках неполадок судовой установки и цилиндров необходимо обращаться в специализированные центры для выполнения ремонта;
  • все техобслуживание проводится с осуществлением заметок в специальных журналах.

Среди наиболее вероятных типов поломок судовых дизельных двигателей – отказ установки или внезапная остановка, появляется падение скорости, работа цилиндров становится нестабильной, в двигателе появляется стук, давление масла падает.

Отказ пуска или внезапная остановка дизелей обычно появляются по разным причинам. Среди наиболее распространенных отмечают повышенная вязкость и ненадлежащее количество топлива, падение уровня заряда в используемых двигателем аккумуляторных батареях. Для устранения проблемы, в том числе, для генератора, рекомендуется заменить масло или перезарядить АКБ. К причинам также относятся засорение фильтра для судовой топливной системы, нарушение процесса зажигания, перекрытие клапанов бака с топливом. Отказ старта или отключение двигателя при движении, если залито топливо ненадлежащего качества или с низким цетановым числом.

Но также причинами могут стать следующие основные поломки моторов, нуждающиеся в профессиональном ремонте:

  • поломки редуктора, стартера дизелей, что требует его замены;
  • из строя полностью вышел судовой насос, используемый для предварительной подачи в агрегат топлива;
  • седло клапанов дизелей повреждено или наблюдается неправильная регулировка;
  • подвижные части эксплуатируемого двигателя заклинивает, что касается гильз, поршней в цилиндрах, коленчатого вала, подшипников.

Скорость вращения дизелей падает, работа становится нестабильной в случаях, когда в цилиндры попадают влага или воздух. Также причинами могут стать засорение фильтра топливной системы. При таких ситуациях требуется осмотр системы, просушка бака или фильтра. Если в систему попали следы воздуха, следует проверить качество герметичности установки. Если она повреждена, необходимо восстановить герметичность. При этом требуется обращение к специалистам, то есть самостоятельно провести ремонт не получится. Обращение к дилерам требуется и в том случае, если в топливную систему постоянно попадает влага и просушка фильтров не помогает. Проблема может заключаться в неравномерном впрыске, то сеть в систему топливо поступает не в том количестве, которое необходимо, двигатель теряет мощность.

Причинами, когда у выхлопного газа изменился цвет или появился сторонний звук в двигателе, являются засорение турбины или компрессора, фильтров предварительной очистки. Также появление нехарактерного цвета выхлопа происходит при заливе некачественного дизельного топлива или смеси с большим количеством сторонних включений. В некоторых случаях необходимо снизить нагрузку на силовую установку.

Причины изменения цвета выхлопного газа, при которых нужен профессиональный ремонт:

  • седла клапанов дизелей повреждены, узел не работает;
  • неправильно отрегулированные зазоры клапанов двигателя;
  • впрыск несвоевременный;
  • наблюдается залипание клапанов при работе судовой установки;
  • кулачки распредвала повреждены.

Еще одним типом неисправностей является повышение температуры выхлопов и охлаждающей жидкости. Чаще всего причиной является утечка рабочей жидкости, засорение впусков, неисправность крыльчатки устройства для забора забортной морской воды, используемой при охлаждении. Для устранения обычно достаточно самостоятельной чистки, то есть дорогостоящий ремонт и привлечение специальных компаний по ТО не требуется. Иногда надо проверить, как блок впускает и выпускает масло, степень очистки. Вероятно, замене подлежат воздушные фильтры.

Если повышается температура выхлопного газа, необходимо проверить дизель и исправность водяных насосов, уровень воды. Также на температуру оказывают влияние нагрузка на силовой судовой агрегат, качество используемой топливной смеси. Неисправности обычно устраняются самостоятельно, ремонт не занимает много времени и не требует значительных финансовых расходов. Иногда следует заменить насосы, проверить, не течет ли топливный узел.

Падение давления масла в двигателе происходит обычно при ослаблении патрубков. Устранить поломку можно достаточно быстро, обычно для этого надо заменить фильтр или восстановить нормальный крепеж патрубков, подающих смазку. В редких случаях результата нет, тогда требуется обратиться к поставщику силовых установок или в специальные обслуживающие центры.

Судовые дизели – надежные, простые в эксплуатации установки, которые пользуются большим спросом для водного транспорта разного типа. Это связано с особенностями конструкции, простым обслуживанием, экономным расходом топливных смесей. В ассортименте представлены разные варианты дизельных ДВС, среди которых можно выбрать установки для яхт, катеров, других типов судов.

Дата публикации: 26.04.2022

Заказ

ФИО или название компании:
Контактный телефон:
Электронная почта:

Отправляя завяку я даю согласие на дальнейшее хранение и обработку моих персональных данных согласно политике конфендециальности.

Запрос цены на

ФИО или название компании:
Контактный телефон:
Электронная почта:

Отправляя завяку я даю согласие на дальнейшее хранение и обработку моих персональных данных согласно политике конфендециальности.

Спасибо!