Конвертация автомобильного двигателя — процесс адаптации мотора для использования в катере или других судах. Существует три вида конверсии, которой может подвергаться двигатель.
Полная конверсия означает, что для катера фактически создается новый двигатель. Для этого могут использоваться технические детали и узлы старого мотора. Средний вариант предполагает, что на катер устанавливается новый мотор, для которого отдельного создаются дополнительные узлы и детали. Полученный двигатель должен легко устанавливаться на катер и обладать долгим сроком службы. Конструкция должна не бояться воды, а также иметь качественную систему охлаждения.
Чаще всего требуется высокое значение таких характеристик как экономичность, удобство компоновки, надежность и легкость обслуживания катера. Также моторы, выполненные по среднему варианту конверсии обязательно должны обладать минимальной удельной массой. В противном случае существенно снижается эффективность двигателя. Для системы охлаждения чаще всего требуется регулярное поступление забортной воды.
Получаемые двигатели таким образом чаще всего создаются методами промышленного производства. Поскольку для работы системы охлаждения нужно поступление воды, катер оборудуется дополнительными системами, среди которых:
Некоторые новые варианты двигателей не всегда имеют конструкционную возможность обеспечить среднюю конверсию. В этом случае выполняется малая конверсия для обеспечения оптимальной работы катеров.
Существует две основных группы способов проведения малой конверсии. В первом случае на катер устанавливается двигатель, у которого экономичность и надежность совпадает со средней конверсией. Недостаток — увеличение удельной массы, а также у двигателя снижается показатель удобства управления и обслуживания. Иногда становится сложнее провести установку двигателя на катер. Такая конвертация предполагает сохранение охлаждения на два контура. Проблема появляется с забором воды. Допускается монтаж насоса несамовсасывающего типа. Результат – получаемые двигатели требуют более профессионального обслуживания. Это означает, что охлаждаемый компонент также нуждается в более качественной диагностики при первых же появлениях неполадок.
Такие автомобильные моторы чаще всего устанавливаются на катер или большие лодки, способные выдерживать большую массу. Также требуется обеспечить прочный корпус и грамотность охлаждения. В противном случае двигатель не сможет корректно работать.
Если конвертация двигателя для катеров идет по второму варианту, значит надо готовиться к тому, что мотор потеряет значительную часть своих технических характеристик. Главное правило — необходимо сразу смириться с тем, что двигатель потеряет в надежности и экономичности. Преимущество такого подхода – легкость установки двигателя, а также простота его приготовления для катера.
Примером технического решения подготовки двигателя может служить установка реверс редуктора штатной КПП. При этом никаких дополнительных переделок выполнять не предполагается. Во время понижающей передачи может наблюдаться снижение надежности функционирования. Причина — стандартная коробка передач устанавливается в автомобильные моторы. Следовательно, не предполагается работа на протяжении долгого времени на понижающих передачах. Если есть возможность, лучше менять двигатели по первому варианту. Если нет, можно переходить ко второму типу. Рекомендуется обеспечить грамотное охлаждение с помощью воды. Имеющиеся данные говорят о том что мотор таким образом начинает работать с высокой производительностью.
Неизвестно точно когда был сделан самый первый вариант конвертированной силовой установки, которая сохранила мощность в катере, а также обладала эффективной системой охлаждения двигателя на основе забортной жидкости. Но известна история конвертирования силовых установок промышленным способом.
В середине прошлого столетия промышленность выпускала ДВС, которые работали с помощью четырех тактов, а также обладали одним, двумя, тремя или четырьмя цилиндрами. Часть этих двигателей может до сих пор эксплуатироваться.
Чтобы адаптировать установку для катеров, предпринимается серьезная работа. В частности, меняется стандартный выхлопной коллектор на специальный. Недостаточно просто обшить дополнительным защитным материалом. Требуется использовать эффективный водометный теплообменник для того, чтобы сохранить мощность. Используемая для охлаждения вода берется за бортом.
По состоянию на 2022 год, в современном моторном судне небольшого размера могут в качестве двигателя использоваться именно такие моторы. Если для охлаждения мотора требуется постоянный забор забортной воды, чаще всего речь идет о лодках небольшого размера.
Если судовой движок должным образом не работает, проблема решается конвертированием двигателя для машин или тракторов в судовой аппарат. Для этого требуется изменить коллектор, а также внести в двигатели ряд дополнительных изменений, но конвертация может проходить простым способом.
Главные преимущества такого подхода:
В большинстве случаев конвертированные силовые установки показывают высокую эффективность.
Несмотря на эффективность автомобильного двигателя, существует ряд недостатков. Первая сложность — конструкционные особенности. Инженеры не закладывали в аппарат устойчивость к применению в условиях повышенной влажности. Следовательно, возникает проблема коррозии. Особенно сильно страдают отдельные узлы электрооборудования.
Другой недостаток — изначально меньший ресурс для пересборки силовой установки. Если потребуется капитальный ремонт, остается вероятность того, что мотор нельзя будет исправить. Как правило, производители силовых установок для наземного транспорта предполагают, что аппарат все равно подвергнется замене спустя некоторое время. Следовательно, удешевление производства приводит к отказу от некоторых возможностей. Среди них — легкая ремонтопригодность.
Для катеров такой мотор не всегда подходит с точки зрения легкости монтажа. Проблема решается, если нанять профессионала, либо при условии наличия у владельца соответствующих знаний и опыта.
Система сброса чрезмерной теплоты также требует серьезной переделки по множеству причин, главная из которых — аппарат изначально проектировался для использования в другой среде. Следовательно, существующая система сброса теплоты должна быть изменена. Дополнительно изменениям должна подвергаться система смазки, поскольку требуется адаптация для использования в другой среде.
Если силовая установка переделывается для катера, у нее может не быть дополнительного отбора мощности с носового конца коленвала, а также осушительного насоса. Дополнительные проблемы могут возникнуть в том случае, если конвертированные двигатели нуждаются в новых генераторах, от которых питаются радиостанции. Не всегда эти генераторы могут быть установлены. Более того: не всегда генераторы способны дать необходимый уровень энергии, поскольку могут не обладать достаточной мощностью. Установить более производительные аппараты может быть сложной задачей.
Частично указанные недостатки избегаются в том случае, если изначально покупаются специальные устройства, которые пригодны, чтобы переоборудовать их под нужды катера. Некоторые производители предлагают такие аппараты. Недостатки таким образом устраняются, но сами механизмы могут стоить дороже, поскольку производить их становится сложнее.
Для переработанных двигателей обязательно ставится отдельный режим работы. Это необходимо для обеспечения корректной работы устройства. Главная особенность — уменьшение вращения коленвала. Также наблюдается снижение мощности.
Для монтажа к корабельному фундаменту требуется применение существующих отверстий, либо использование специальных переходных лап. Дополнительно требуется изменить смазочную систему. Она должна быть адаптирована для использования в водной среде.
В некоторых случаях смазочную систему не меняют, но двигать монтируют максимум на уровне 6 градусов к горизонту. Это необходимо для того, чтобы обезопасить имеющуюся смазку движущихся механизмов, которые располагаются спереди.
Система запуска и управления остается той же самой. В редких случаях механизм может быть изменен, но это требуется только при условии специфических требований к силовой установке. В большинстве случаев, при условии использования аппарата на кораблях потребительского сегмента, такие изменения не нужны.
Отдельное внимание следует уделить выхлопному коллектору. На него следует повесить защитный экран из асбеста и металла. Таким образом происходит защита коллектора от нежелательных влияний со стороны внешней среды. Также следует использовать дополнительный охладитель для выхлопной трубы. Чаще всего для этой цели используют воду, которую берут за бортом.
На стандартных силовых установках, которые предназначены для использования на автомобилях или тракторах используется карбюратор с воздушным фильтром. Следует его снять, заменив стандартным пламегасителем. Допускается монтаж простой модели, поскольку для корабельных силовых установок слишком функциональные пламегасители становятся излишними.
Для выполнения стандартной конверсии требуется правильно скомпоновать реверсивно-разобщительное устройство вместе с блоком мотора. Теоретически, можно ставить указанные аппараты отдельно друг от друга. Иногда это требуется при использовании углового реверс-редуктора.
Монтаж силовой установки выполняется с помощью особых траверс и опорных лап. Для повышения удобства и безопасности рекомендуется использовать амортизаторы. Результат — снижение поступающей на корпус вибрации. Следовательно, при том же типе эксплуатации повышается устойчивость корабля, а также срок его службы. Если применяются тяжелые реверс-редукторы, кормовая часть силовой установки монтируется при помощи лап, которые соединены с реверс-редуктором.
Если предполагается провести полную конверсию, необходимо поменять способ установки силовой установки. Прежде всего, следует поменять расположение маховика, отправить его в сторону кормы. Данная процедура выполняется в том случае, если установка ставиться наклонно. Масляный поддон силовой установки, а также реверсивной муфты следует объединить. Обязательно следует контролировать высоту. Чем она меньше, тем лучше.
В результате обеспечивается компактность силовой установки, но для достижения поставленной задачи требуется внести серьезные конструкционные изменения в механизм.
Нижнюю часть картера следует приспособить для корабельных условий. Для этого муфта вместе с реверс-редуктором, а также дополнительные передаточные отношения устанавливают вместе с блоком двигателя. В идеальном случае достигается полностью замкнутое охлаждение. Результат — силовая установка может монтироваться на большие корабли, в результате чего расширяется возможности применения устройства.
Одна из главных проблем — правильная установка выхлопного коллектора. Для этого рекомендуется выполнить следующий алгоритм действий:
Если все сделано правильно, произведенная деталь будет корректно работать. Отмечается, что в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные действия. Чаще всего такая необходимость возникает при условии использования нестандартных силовых установок.
Некоторые производители предлагают силовые установки для автомобилей, которые изначально можно использовать для переделки в корабельные. В этом случае у продукции имеется соответствующее описание, по которому можно опознать подходящий вариант силовой установки.
Использование такого аппарата имеет следующие преимущества:
Недостаток — более высокая цена на момент приобретения. Если установка не будет перерабатываться под корабельные нужды, получится фактическая переплата за невостребованную на практике функциональность.
Такие установки для переделки чаще всего используются новичками.
Заказ
Запрос цены на
Спасибо!