Требования безопасности и правила морского регистра предполагает обязательное наличие на корабле аварийного источника электроснабжения. В его качестве может выступать аккумуляторная батарея или дизель-генератор, где в камерах сгорания идет превращение тепловой энергии в механическую и затем электрическую. Их помощь должна быть достаточно для работы всего оборудования, необходимого для обеспечения безопасной навигации в аварийной обстановке. Для грузовых кораблей подобные требования включает необходимость обеспечения в течение, как минимум, 18 часов следующих рабочих систем:
Указанного выше времени достаточно, чтобы отремонтировать основной дизель-генератор электростанции на большую мощность в кВт, обеспечить решение других аварийных ситуаций на судне, дождаться помощи, выполнить эвакуацию пассажиров и команды при необходимости.
Дополнительно в течение, как минимум, трех часов дизель должен обеспечивать работу системы освещения мест посадки в шлюпки и другие спасательные средства. При этом помещения, где установлен аварийный дизельный генератор, должны находиться за таранной переборкой, вне шахт машинного помещения и выше верхней непрерывной палубы для обеспечения работоспособности в критической ситуации. Дополнительно помещение должно иметь выход на открытую палубу. Температура в нем должна быть не ниже +8 градусов. Подобный уровень считается пограничным для агрегатного состояния охлаждающей воды и уровня вязкости моторного масла. Если температура будет ниже, то измененные физические свойства в критический момент могут негативно повлиять на запуск генератора, приведя потенциально к сбою системы автоматизации в неподходящий момент времени.
Подобное расположение требует по ГОСТ, чтобы дизель имел защиту только от короткого замыкания, систему сигнализации о перегрузке, что ведет к необходимости отключения части оборудования для защиты и обеспечения постоянного контроля, функционирования систем живучести корабля. Также размещение отдельно от основного источника тока позволит при пожаре или иной аварии в помещении, где расположен последний, сохранить возможность распределения электроэнергии.
Принципиально по ГОСТ аварийный корабельный судовой генератор представляет типовую динамо-машину с камерами сгорания, где происходит поочередное превращение тепловой энергии в механическую вращающегося вала в переменное магнитное поле. При этом судовые модели имеют свойство в минимальном уровне остаточного магнитного поля после остановки. Подобное позволяет быстрей при повторном старте подать в сеть достаточное напряжение и быстро выйти на номинальный режим работе.
Для яхт и катеров, где нет нужды в выдаче большой мощности возможно использование бесщеточных судовых генераторов в кожухе или даже аккумуляторов. Первое решение не позволит напрямую регулировать значение выходного тока, но подобное оборудование имеет ряд преимуществ. Речь о простоте технического обслуживания, общую высокую надежность, что актуально для аварийных дизельных установок.
Принципиально подобные судовые аварийные дизель-генераторы (АДГ) не отличается от основного двигателя кроме относительно небольшой выходной мощности. Обычно она составляет 100 кВт (могут быть и иные параметры, если морские суда имеют небольшие размеры и меньший уровень постоянного энергопотребления), что достаточно для питания критичных систем корабля. Одновременно для подобного дизельного двигателя по ГОСТ и правилам регистров актуальны следующие характеристики:
Стандартно на корабли устанавливают вспомогательные типовые дизельные генераторы на базе двигателей отечественного и зарубежного производства различного исполнения.
В штатном формате по ГОСТзапуск аварийного источника питания на судне должен происходит при резком значительном снижении или исчезновении напряжения на шине основной станции. При этом запуск должен составлять не более 15 секунд для обеспечения должного уровня безопасности движения судов. На пассажирских судах подобный генератор должен иметь автоматическую систему запуска, а на других возможно использование и ручной системы запуска.
Непосредственно запуск по ГОСТ аварийного дизельного генератора может быть осуществлен электрическим или гидравлическим стартером (источником тока здесь становится кислотный аккумулятор) либо воздухом от пускового автономного баллона высокого давления. Если запуск идет в автоматическом формате, то пусковое устройство должно иметь запас энергии в объеме, достаточно для, как минимум, трех попыток запуска. Также должен быть дополнительный дублирующий источник энергии, емкости которого должно быть достаточно для тех же 3-х попыток старта. Для систем с запуском дизеля от воздуха, то в качестве источника может выступать баллон со сжатым воздухом, который после выхода проходит через невозвратный клапан. Также можно найти специальные вспомогательные компрессоры воздуха.
Если требования ГОСТ и правил позволяют использовать систему ручного пуска аварийного дизельного генератора (АДГ), то можно использовать следующие технические решения:
Для обеспечения безотказной работы и быстрого запуска аварийного дизельного генератора переменного тока с первой попытки необходимо проведение регулярного профилактического и технического обслуживания. В первую очередь, речь про систему охлаждения, для которой по ГОСТ должна быть использована мягкая вода, которая имеет минимальное количество солей, образующих осадок со временем. Последний может привести к разрушению отдельных систем судового дизель двигателя. Аналогичное касается качества топлива, попадающего в камеры сгорания, которое для питания аварийного источника электроснабжения должно быть качественным. Здесь по ГОСТ не подходят тяжелые сорта дизеля, топливо с повышенным содержанием серы, что продлит срок службы двигателя и предотвратит засорение форсунок. Последнее не очень удобно, так как основные судовые дизель-генераторы и двигатели работают именно на тяжелом топливе.
Дополнительно проводят специальное техническое обслуживание судовых дизель-генераторов переменного тока, которое предполагает еженедельный запуск аварийного дизель-генератора в качестве профилактики. Здесь время работы должно быть 10-15 минут с параллельным контролем системы автоматического запуска при наличии последней. Дополнительно своевременно выполняют следующие действия:
Все это необходимо для предотвращения нештатной ситуации и быстрого запуска двигателя, а также фактора, что судовые генераторы для выработки переменного тока и другое оборудование находится далеко от основных технических ремонтных баз.
Подключение дизельного аварийного генератора по ГОСТ идет через специальный распределительный щит, представляющий визуально стальной шкаф, число секций которого определяется мощностью аварийного генератора и типом последнего. Снаружи на нем расположены устройства для управления, а также приборы для снятия параметров тока (частотометр, вольтметр, амперметры), сигнальные лампы и так далее. Внутри корпуса расположено контрольное и коммутационное оборудование, которые непосредственно подключают, отключают и нагружают аварийный судовые дизели.
В штатном формате распределение электроэнергии идет через главный щит, куда подает ток основной дизель-генератор, а аварийный вступает в действие при нештатной ситуации он выполняет следующие задачи:
Дополнительно аварийный распределительный щит контролирует общее состояние сети корабля, защищая установку дизеля от перепадов напряжения и перегрузок по току. Устанавливают подобный щит обычно в одном помещении с аварийным корабельным генератором и обязательно далеко от главного щита (последнее требует ГОСТ и правила безопасности). Последнее необходимо для сохранения возможности электроснабжения при попадании основного распределителя в зону пожара.
Номинальная мощностью резервного дизеля зависит от специфики корабля и потребностей потребителей. Наиболее популярны модели с мощностью в районе 100 кВт. Основу подобной генераторной установки могут составлять распространенные дизельные двигатели производства ОАО «Автодизель», ОАО «Тутаевский моторный завод», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «Алтайдизель». Также используют в качестве силовой установки двигатели зарубежного производства.
Для упрощения использования работа судовых дизельных генераторов может быть в значительной степени автоматизирована. Уровень последней зависит от модели и может включать:
В общем случае, восстановление по требованиям безопасности и ГОСТ электроснабжения ключевых систем корабля должно произойти в предельно сжатые сроки, поэтому подобный дизель должен максимально быстро быть готов принять полезную нагрузку. В общем случае, процесс запуска идет следующим образом:
Типовой перечень оборудования для обеспечения схемы автоматического запуска генератора дизельного аварийного назначения включает следующее оборудование:
Конструктивно и принципиально дизель-генератор не отличается от основного, поэтому при подборе конкретной модели можно придерживаться аналогичных рекомендаций:
Также важно, чтобы оперативный запас топлива составлял, как минимум, 12 часов работы и была возможность автоматического его пополнения в штатном формате. Для аварийных дизель-генераторов также сохраняются стандартные требования по работоспособности при боковом крене до 45 градусов и дифференте в пределах 22 градусов в каждую из сторон (подробнее и в полном объеме требования для подобного дизеля указаны в ГОСТ и другой нормативной документации).
Ключевая и критическая важность работоспособности аварийных корабельных дизельных генераторов привела кроме наличия ГОСТ к формированию специального регистра, где указаны основные технические требования:
Более подробнее интересующую информацию о технических требованиях можно получить непосредственно в морском регистре и другой технической документации.
Заказ
Запрос цены на
Спасибо!